В прошлом году учителя сельских школ Казахстана потратили на служебные нужды 14 млн тенге собственных средств
Алматы. 3 сентября. "Казахстан Сегодня" - В прошлом году учителя сельских школ Казахстана потратили на служебные нужды 14 млн тенге собственных средств. Такое заявление в ходе пресс-конференции по результатам мониторинга сельских и малокомплектных школ сделал менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность" фонда "Сорос-Казахстан" Жанибек Хасан, передает корреспондент агентства.
"14 млрд тенге, или 4% от общего бюджета среднего образования сельские педагоги платят на служебные нужды из своей зарплаты, чтобы обеспечить качественный учебный процесс", - сказал Ж. Хасан.
Как пояснила президент общественного фонда "Центр исследований Сандж" Жанар Джандосова, "дополнительные расходы директоров в городских школах составляют в среднем 13 тыс. тенге, в сельских школах - 43 тыс., в малокомплектных - 32 тыс. тенге".
Кроме того, отметила Ж. Джандосова, собственные затраты учителей на учебные пособия, географические карты, методические руководства и прочие материалы составили примерно 25 тыс. тенге в год.
При этом участники пресс-конференции подчеркнули, что средняя зарплата учителей со стажем в республике составляет 31 тыс. тенге в месяц, а зарплата молодых учителей едва превышает минимальную зарплату.
"Бюджеты сельских школ не детализированы и не предусматривают всех необходимых расходов. Многие проблемы были бы решены, если бы распределение бюджетов сельских школ формировалось на местном уровне", - отметил Ж. Хасан.
По его данным, образование детей в сельских школах обходится государству в 3,5 раза дороже, чем в городских школах. При этом почти 60% школ в республике являются малокомплектными, и в них обучаются всего 14% школьников республики.
При этом, как сообщила региональный координатор проектов общественного фонда "Центр исследований "Сандж" Айсулу Жакенова, большинство сельских школ "находятся в приспособленных помещениях, не располагают ни спортивными, ни актовыми залами, там нет возможности организовать питание детей". "Большинство малокомплектных школ находятся в аварийном состоянии", - добавил она.
В ходе проведения мониторинга были получены рекомендации директоров сельских школ по улучшению качества образования. В частности, сообщила А. Жакенова, "необходимы большая открытость в принятии решений и подтверждения запрашиваемого школами финансирования, увеличение финансирования по всем направлениям, увеличение доли бюджета на обеспечение учебного процесса и содержание школ, уменьшение препятствий в выборе самой школы направлений расходов, упрощение работы с казначейством, введение нормативов расходов товаров и услуг для обеспечения планирования бюджета школ".
фото: Мурашкин Виталий
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна