05.09.2012, 13:17 4385

С июня 2011 года по сентябрь 2012 стоимость проезда в общественном транспорте в РК выросла почти на четверть

Значительное повышение стоимости проезда лишило экономической целесообразности практику использования общественного транспорта. Например, в Алматы траты на бензин АИ-92 на расстояние 5 километров при расходе топлива 10 литров на 100 километров составляют 53 тенге, то есть на треть меньше, чем стоимость одной поездки в общественном транспорте.

Алматы. 5 сентября. Kazakhstan Today - С июня 2011 года по сентябрь 2012 стоимость проезда в общественном транспорте в РК выросла почти на четверть, передает Kazakhstan Today.

Исследовательское агентство "Рейтинг.kz" совместно с общественным объединением "Казпотребнадзор" провело исследование по росту тарифов на проезд в общественном транспорте, который наблюдался в большинстве городов Казахстана в течение последнего года.

"За период с июня 2011 по сентябрь 2012 года стоимость проезда в общественном транспорте повысилась в 12 из 16 крупнейших городов Казахстана. Средняя стоимость проезда по стране возросла почти на четверть (23,3%) - с 41,56 до 51,25 тенге", - сообщил "Рейтинг.kz".

При этом авторы исследования отметили, что, по данным Агентства по статистике, рост цен на основные товары и услуги с июля 2011 по июль 2012 года составил всего 4,7%. Таким образом, динамика роста цен на общественный транспорт по стране почти в 5 раз превышает средние темпы роста цен на товары и услуги.

По данным исследовательского агентства, лидером рейтинга по доступности цен на общественный транспорт стал Талдыкорган. На сумму среднемесячного расхода на потребление житель города может совершить 745 поездок. Это на 69% больше, чем средний житель Шымкента (последнее место). Минимальная цена на проезд в общественном транспорте зафиксирована в городе Актау - 35 тенге (на 31% ниже, чем в среднем по стране). Местные власти достигли этого, главным образом, за счет использования газа в качестве топлива для автобусов.

"Подобное намерение неоднократно публично озвучивали и власти Алматы. Однако в городе общественный транспорт на газе развивается пока только за счет создания муниципального парка. Вместо того чтобы стимулировать перевозчиков к использованию экономичного и экологически чистого вида топлива, руководство Алматы просит у правительства деньги на строительство еще одного муниципального автопарка и газозаправочных станций, которых в городе и так достаточно", - отмечается в исследовании.

При этом подчеркивается, что решением маслихата мегаполиса в городе введена максимальная по стране стоимость проезда на общественном транспорте - 80 тенге (на 56% выше среднего показателя). По уровню доступности действующего тарифа для жителей город Алматы занял среднее восьмое место исключительно за счет высоких доходов некоторых слоев населения, использованных на потребление.

Авторы исследования указывают, что в ходе произошедшей серии повышения цен на общественный транспорт не было ни одного прецедента, чтобы маслихат отказал в повышении тарифа. "Из этого можно сделать вывод, что новоизбранные депутаты (все они были избраны во время парламентских выборов 16 января 2012 года) большинства городов Казахстана действуют в интересах коммерческих структур, а не в интересах своих избирателей", - говорится в исследовании.

Как отмечает "Рейтинг.kz", цены на проезд за год не поднялись только в четырех из рассматриваемых городов Казахстана: Караганде, Астане, Костанае и Уральске. "Скорее всего, это объясняется действующим ограничением на пересмотр тарифа на проезд в общественном транспорте в сторону повышения чаще одного раза в три года. То есть для жителей перечисленных городов повышение тарифа только предстоит", - считают авторы исследования.

В исследовании также отмечается, что на ценообразование в сфере общественных перевозок влияет множество факторов, которые учтены в формуле Министерства транспорта и коммуникаций. "Приведенная формула дает общее представление о процедуре мотивировки очередного повышения цен на проезд. При этом в СМИ и других открытых источниках полностью отсутствует информация о фактических количественных показателях, использованных в формуле для расчета цены в том или ином городе. Таким образом, создаются искусственные барьеры для гражданского контроля над обоснованностью повышения цен. Из этого можно сделать вывод, если местные органы не оглашают конкретные цифры, которые спровоцировали повышение цен, значит, им есть что скрывать. Дело ограничивается расплывчатыми формулировками: "в связи с ростом цен на ГСМ и запчасти..." - сообщает "Рейтинг.kz".

При этом авторы исследования напоминают, что по сравнению с июлем 2011 года текущая цена на бензин АИ-92 и дизельное топливо увеличилась только на 4 и 3 тенге, соответственно. Заметного роста цен на запчасти и расходные материалы в течение года также не происходило.

"В целом проблема "увода" значительной части дохода от перевозок "в карман" недобросовестных водителей является одной из центральных в сфере. Местным властям и администрации автобусных парков не хватает воли для ее решения. Яркий пример - безуспешные попытки установки валидаторов во все автобусы Алматы", - подчеркивает "Рейтинг.kz".

Авторы исследования считают, что "свою неспособность решения проблемы воровства среди водителей общественного транспорта местные власти и администрация автопарков решают за счет повышения тарифов".

"Значительное повышение стоимости проезда лишило экономической целесообразности практику использования общественного транспорта. Например, в Алматы траты на бензин АИ-92 на расстояние 5 километров при расходе топлива 10 литров на 100 километров составляют 53 тенге, то есть на треть меньше, чем стоимость одной поездки в общественном транспорте. Если же автовладелец, к примеру, завозит утром на работу по пути свою вторую половинку или ребенка в школу, он существенно экономит семейный бюджет. Кроме того, он экономит свое время и нервы, добираясь до места назначения в комфортных условиях", - делает выводы "Рейтинг.kz".

В исследовании подчеркивается, что фактически местные власти создают дополнительные основания для снижения уровня доходов населения и роста количества авто в городе, в то время как личный автотранспорт является основным источником загрязнения крупнейших городов Казахстана, в особенности Алматы.

Между тем, напоминает "Рейтинг.kz", в мире наблюдаются прямо противоположная тенденция. Например, в Таллинне местный муниципалитет принял решение о полной отмене платы за проезд в общественном транспорте с 2013 года для снижения числа автомобилей и, как следствие, для улучшения экологической обстановки.

"В целом практика субсидирования рынка перевозок в общественном транспорте представляется весьма целесообразной, особенно в контексте цели построения социального государства, провозглашенной недавно президентом страны Нурсултаном Назарбаевым", - заключается в исследовании.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?