В Алматы в два раза увеличены размеры базовых ставок за эмиссии в окружающую среду
Алматы. 13 декабря. Kazakhstan Today - В Алматы в два раза увеличены размеры базовых ставок за эмиссии в окружающую среду. Решение об этом было принято сегодня на 34-й сессии маслихата Алматы, передает корреспондент агентства.
Депутаты маслихата Алматы согласились с предложением акимата об увеличении в два раза базовых ставок за эмиссии в окружающую среду.
Как сообщается в пояснительной записке акимата, уровень загрязнения окружающей среды в Алматы один из самых высоких в республике. Загрязнения атмосферы оцениваются по величине комплексного индекса загрязнения атмосферы, который рассчитывается по пяти веществам с наибольшими нормированными на предельно допустимыми концентрациями значениями с учетом их класса опасности.
За первое полугодие индекс загрязнения атмосферы составил 11,8. Наблюдается превышение по взвешенным веществам в 1,7 раза, оксида углерода в 1,2 раза, диоксида азота в 2,3 раза.
Напомним: профессор, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Борис Неменко сообщил, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автомобильный транспорт.
По словам ученого, основным загрязнителем являются тяжелые металлы, которые относятся к группе веществ, наиболее токсичных для человека. "В данное время мы изучаем шесть тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, никель, кобальт, медь", - пояснил он.
Как отметил Б. Неменко, исследования показали, что свинец в атмосферном воздухе присутствует в концентрации, значительно превышающей допустимые. "В опытном районе в семь раз выше предельно допустимой концентрации (ПДК). В контрольном районе - наиболее чистом районе города - в три раза превышает ПДК. Следовательно, жители города ежедневно подвергаются воздействию концентрации свинца, превышающей допустимые нормативы", - сообщил он.
"Основным источником, по нашему мнению, является автомобильный транспорт. Потому что Алматы можно считать не промышленным городом, поскольку в Алматы нет крупных промышленных объектов, загрязняющих атмосферу. Имеется ТЭЦ, но там почти все котлы переведены на газ. Главный загрязнитель - это автомобильный транспорт. На сегодняшний день в Алматы зарегистрировано более 500 тыс. единиц автомобильного транспорта, а если учесть транзитные автомобили, то их получается 800 тыс. Естественно, дорожная сеть города не справляется с этим потоком и, как следствие, автомобильные пробки, а это непосредственно влияет на состояние атмосферного воздуха", - пояснил собеседник агентства.
Кроме того, он отметил, что существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха города играют крайне неблагоприятные метеоусловия Алматы. "Город с трех сторон окружен горами. А вот эти температурные перепады воздуха, которые за счет холодного воздуха с гор должны проветривать город, протекают над городом, опускаются за его пределами - где-то за первым Алматы. Город практически не проветривается", - подчеркнул он.
Ученый также отмечает, что, кроме того, в ряде районов города сохранилась периметральная система застройки, когда квартал застраивается с четырех сторон, которая крайне неблагоприятна для Алматы. "Улицы города не проветриваются, нет сильных ветров. В зимнее время почти круговая роза ветров. Естественно, все это отражается на скоплении химических загрязнителей в приземном слое атмосферного воздуха, то есть в зоне дыхания человека. Жители города находятся как бы под колпаком, внутри которого выхлопные газы. Причем количество автотранспорта увеличивается ежегодно в среднем на 40 тыс. машин. Алматы не проветривается - это самая главная причина загрязнения атмосферного воздуха", - считает собеседник агентства.
По мнению Б. Неменко, решение этих вопросов зависит от акимата города. "Меры только административные, например, запрещение выезда, по крайней мере, частного автотранспорта в определенные дни. Как в некоторых странах делают, допустим, машины с четными номерами могут ездить только по четным дням", - сообщил он.
Кроме того, ученый отметил, что "необходимо развивать электрический, то есть экологически чистый транспорт - скоростной трамвай и троллейбусные линии. Две линии трамвайные на весь город, а троллейбусы ходят один раз в час". Он также обратил внимание на ветхое состояние троллейбусного парка города.
Вместе с тем акимат Алматы не принимает мер для осуществления объявленных ранее планов по ограничению въезда в Алматы иногороднего транспорта. В частности, рассматривались два предложения: об организации на окраине Алматы платных автостоянок для иногороднего автотранспорта и о платном въезде в центр города.
Как сообщалось ранее, по данным управления дорожной полиции ДВД города Алматы, с начала года иногородние водители совершили в южной столице 261 ДТП. И это - только зарегистрированные происшествия.
Депутат маслихата города Алматы, председатель комиссии маслихата по контролю за соблюдением законности Андрей Моргунов говорит, что иногородние водители допускают и грубые финансовые правонарушения. "Они занимаются в Алматы частным извозом, но никаких налогов не платят. При этом их машины вполне могут быть технически неисправны. Где они проживают в Алматы, что делают в свободное время, неизвестно. Сотрудникам полиции следует как можно скорее выяснить, сколько иногородних машин находится в Алматы и обязать их владельцев запатентовать предпринимательскую деятельность. А так как свидетельство индивидуального предпринимателя, который занимается частным извозом, выдается лишь после прохождения техосмотра, то мы наконец сможем навести порядок", - считает депутат.
фото: www.samruk-energy.kz
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.