12.12.2014, 14:47 10626

В Атырау рассказали о предварительных итогах расследования причин повреждения трубопроводов и экологических последствиях для Каспия

По словам Руйю, материалы, из которых сделаны прежние и будут сделаны новые трубопроводы, соответствуют требованиям эксплуатации с учетом сернистых нефти и газа. Но выбор нового материала обусловлен очень плотным графиком работ, начать которые запланировано весной 2015 года и завершить во второй половине 2016.

Атырау. 12 декабря. Kazakhstan Today - В Атырау рассказали о предварительных итогах расследования причин повреждения трубопроводов и экологических последствиях для Каспия.

В Атырау состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) "Проекта строительства объектов в рамках Программы опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. Промысловые трубопроводы. Корректировка", сообщает газета "Ак Жайык", передает Kazakhstan Today.

Слушания открыл заместитель акима области Гумар Дуйсембаев. В мероприятии также участвовал аким области Бактыкожа Измухамбетов.

В приветственной речи управляющий директор НКОК Стефан де Майе рассказал о переходе консорциума на новую модель управления.

С докладом о технической части Проекта замены трубопроводов выступил директор управления Проекта "Кашаган" Жанкарло Руйю. Он коротко упомянул о предварительных итогах расследования причин повреждения трубопроводов, ведущих с острова D до завода "Болашак". По его словам, "произошло сульфидное растрескивание под напряжением".

Новые трубопроводы будут изготовлены из стали с плакировкой коррозийно-стойким сплавом аббревиатуры KSS. Длина каждого из двух 28-дюймовых в диаметре трубопроводов составит 96 километров. По словам Руйю, материалы, из которых сделаны прежние и будут сделаны новые трубопроводы, соответствуют требованиям эксплуатации с учетом сернистых нефти и газа. Но выбор нового материала обусловлен очень плотным графиком работ, начать которые запланировано весной 2015 года и завершить во второй половине 2016.

Руйю сообщил, что трубопроводы в наземной части будут демонтированы и заменены полностью. Укладка новых труб будет производиться в старых траншеях. В морской части фрагменты старых трубопроводов пока останутся на месте, а новые трубы протянут параллельно законсервированным старым на расстоянии 120 метров. Для обоих трубопроводов и в морской, и в наземной части, предусмотрено двойное покрытие: антикоррозийное и утяжеляющее бетонное.

Протяженность участка трубопровода в морской части и примыкающей к ней прибрежной заболоченной местности - 65 километров. Именно там, по словам Руйю, наиболее проблемная часть маршрута, поскольку глубина воды от 0 до 1 метра не позволяет дрейфовать судну, на котором можно производить сварные работы.

"Мы подготовили производственный участок, где будет осуществляться сварка плетей трубопровода, а затем сваренные плети будем вытягивать на плаву до того участка, где они должны быть заглублены, после чего трубы засыплем. На остров D соединенные таким образом трубопроводы поднимем с помощью специального судна. После врезки трубопроводов будут произведены гидроиспытания под давлением, сброс воды и осушка", - сказал он.

Директор департамента охраны окружающей среды, здоровья, труда и устойчивого развития НКОК Игорь Лукашов презентовал ОВОС в ходе замены трубопроводов. Из его презентации следовало, что поскольку прокладка труб в наземной части будет осуществляться в уже существующем коридоре, то воздействие на окружающую среду будет минимизировано.

Наибольшее воздействие ожидается в период строительства в море - повышение мутности воды, изменение ее физических параметров с соответствующими последствиями для среды обитания. Что касается отходов, по словам Лукашова, образования отходов "красного" (наиболее вредоносного) уровня не ожидается.

Кроме того, заверил он, крайне низка вероятность выброса кислого газа из демонтируемого газопровода в сухопутной части, а соответственно практически нет угрозы для ближайшего населенного пункта Ескене, а также одноименных промысла и железнодорожного пункта. Что касается орнитофауны и морских млекопитающих, для них экологический риск оценен компанией как "средний" и "низкий".

По словам Лукашова, некоторый ущерб экологии будет нанесен только во время строительства трубопроводов, а в ходе эксплуатации они "являются достаточно пассивным элементом среды, и воздействия от них не ожидается",

Как подчеркивает газета, неубедительно звучит, если учесть, что нынешние слушания вызваны, собственно, необходимостью заменить предыдущие трубопроводы, которые "потекли" именно в ходе эксплуатации.

Позднее на сессии вопросов-ответов Лукашову вторили экологи НКОК, обратившие внимание общественности на способность биоты Каспийского моря к быстрому самовосстановлению.

"У нас порой зимой так пройдут льды, что соскребут все живое, а уже весной все восстанавливается", - сказала эколог НКОК Гульсум Мутышева.

Видимо, основываясь на этом, НКОК в период прокладки первых трубопроводов в 2005 году оценил ущерб, который может быть нанесен биоресурсам Каспия, всего в $250 тыс. По словам заместителя областного управления сельского хозяйства Ерболата Кадимова, после длительных переговоров с компанией эта цифра была увеличена до $5 млн. Он ожидает от компании, что на этот раз оценочная сумма ущерба будет как минимум в два раза выше, учитывая то, что работы ведутся повторно, и другие факторы. Мутышева заявила, что подсчет возможного экологического ущерба от замены трубопроводов сейчас ведется.

Главный специалист Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Бостан Сулейменов выразил беспокойство о судьбе тюленей, которые могут пострадать в ходе замены трубопроводов. По словам Мутышевой, по прогнозу, в ближайшие годы теплых зим, когда тюлени могут подплывать к прибрежным участкам, на Каспии не ожидается. А в холодные зимы эти животные базируются в глубоководной части моря, где никаких работ не планируется.

В ходе сессии вопросов-ответов представители общественности не разделили оптимизма Руйю по поводу новых материалов для трубопровода.

"В документах слушаний нет не только химико-технологического обоснования выбора материала нового трубопровода, нет даже ссылок на марку трубы, не назван производитель, нет ссылок на испытанные данные по устойчивости к коррозии. Где гарантия, что и новая труба не "потечет"?", - поинтересовался преподаватель Атырауского института нефти и газа, кандидат технических наук Рафаель Мендыбаев.

Руйю вновь никаких точных характеристик не назвал. Но сообщил, что в состав новых трубопроводов входит никель.

"Этот материал соответствует всем международным стандартам и техническим характеристикам тех флюидов, которые должны будут через них проходить (сернистые нефть и газ). Если бы мы выбрали нелегированную сталь, то потребовалось бы время на тестирование. А этот материал можно использовать сразу, он протестирован и используется в нефтегазовой отрасли", - сказал он.

"Растрескивание произошло в теле трубы. При дополнительном изучении мы заметили, что растрескивание имело место и на сварных швах. Еще одной причиной является повышенная твердость металла на некоторых участках. Окончательные результаты исследования причин выхода из строя трубопроводов будут представлены в начале 2015 года. Мы сделали выводы, и в ходе тендера на изготовление труб ориентировались на другие компании - не те, у которых размещались заказы в прошлый раз", - дополнил Стефан де Майе.

Он также заявил, что, согласно договоренности, казахстанская сторона не будет нести расходы по замене трубопроводов. Точный бюджет этой затратной кампании де Майе не назвал.

"До окончания всех тендерных процедур и определения генерального подрядчика цифры озвучивать не буду - во избежание каких-либо спекуляций. Могу сказать только, что речь идет о нескольких миллиардах долларов. Контроль с казахстанской стороны будут осуществлять ТОО "PSA" (управляющее 16,8% долей РК в Северо-Каспийском проекте) и Министерство энергетики Казахстана",- сказал он.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?