Чиновник из Южного Казахстана похитил 68 млн тенге, выделенные на закуп участков для международной автомагистрали
К примеру, в Южно-Казахстанской области завершено расследованием уголовное дело в отношении заместителя директора департамента автомобильных дорог области Сейдувалиева, который в сговоре с руководителем ТОО "Strikeand Co." Садырбаевым путем завышения фактической стоимости земельных участков похитил бюджетные средства в размере 68 млн тенге, выделенные на закуп участков для строительства автомагистрали Западная Европа - Западный Китай, передает Kazakhstan Today.
По данным ведомства, аналогичные преступления пресечены в Акмолинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях.
Анализ показал ряд причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений: нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг; завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации; наличие "откатов" должностным лицам; экономия средств на строительные материалы.
Наряду с этим, ведомство установило риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения. При строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски для коррупции. Технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере. Проведение экспертизы некомпетентными специалистами, безусловно, влияет на качество строительства дорог, отметили в пресс-службе.
Еще одним условием для коррупции при строительстве дорог является отсутствие контроля со стороны общественности при принятии решений. Так, при приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов. Отсутствие институтов гражданского общества в приемочных комиссиях является одним из условий для коррупции", - говорится в сообщении.
В целях исключения коррупционных рисков и повышения качества строительства автомобильных дорог агентство предлагает: кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительством автомобильных дорог с широким привлечением общественных институтов; обеспечить исполнение законодательства "О доступе к информации" национальным оператором АО "КазАвтоЖол" и местными исполнительными органами в части публикации на собственных сайтах полной информации о строительстве дорог; установить в качестве необходимого требования для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по технадзору, обязательное наличие в штате аттестованных экспертов, имеющих специализацию в области строительства автодорог; пересмотреть систему планирования и освоения бюджетных средств местными исполнительными органами, так как при существующих подходах проведения госзакупок, финансировании и принятии объектов в эксплуатацию существуют риски фиктивного подписания актов выполненных работ с целью своевременного освоения бюджетных средств; пересмотреть существующие стандарты, нормы и правила (СНиП) строительства автодорог с внедрением новых передовых технологий; Министерству по инвестициям и развитию, местным исполнительным органам провести глубокий внутренний анализ коррупционных рисков с последующим их устранением, а также усилить контроль при строительстве автомобильных дорог.