03.05.2023, 14:40 164256

Казахстану не хватает собственной электроэнергии: страна испытывает дефицит

Казахстану не хватает собственной электроэнергии: страна испытывает дефицит
По итогам трех месяцев 2023 года производство электроэнергии в стране составило 31 млрд кВт·ч - на 0,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем временем потребление электроэнергии достигло 30,9 млрд кВт·ч (рост - на 1,4% за год), сообщает ranking.kz.

В целом по стране наблюдается дефицит электроэнергии, что делает энергетический сектор уязвимым. Так, к примеру, в январе текущего года дефицит электроэнергии по стране составлял 4,2 млн кВт·ч, в феврале - 23,3 млн кВт·ч. В 2022 году дефицит наблюдался восемь месяцев. Но это если говорить в целом по стране. В региональном же разрезе - к примеру, в южной зоне - дефицит электроэнергии длится уже более года, и это серьезно подрывает энергетическую безопасность страны. Только в марте 2023-го в Южном Казахстане производство перекрыло всего 57,2% потребления - дефицит составил 971,0 млн кВт·ч. Перекрывается эта потребность с помощью перетока электроэнергии из других регионов страны.

Если же дефицит электроэнергии наблюдается в целом по стране, то компенсируется он путём закупок из соседней России. То есть энергосистема РФ поддерживает единую энергосистему РК, компенсируя почасовые отклонения между производством и потреблением в Казахстане. Фактически это говорит о том, что энергосистема РК напрямую зависит от РФ, не являясь достаточной и независимой.

В целом Казахстан столкнулся с дефицитом электрической энергии и мощности, который в вечерние часы составляет более 1,3 ГВт, с осени 2021 года.


Согласно семилетнему прогнозному балансу электрической энергии и мощности Министерства энергетики РК, к 2029 году ожидается дефицит электрической мощности свыше 3 ГВт.

Также по прогнозу дефицит электроэнергии продлится до 2025 года. А к 2029 году дефицит будет максимальным в размере 5,5 млрд кВт·ч. При этом сейчас наблюдается сокращение имеющихся резервов мощности. Сложившаяся ситуация может привести к дефициту мощности раньше прогнозируемого срока и в гораздо больших объемах.


Помимо неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов сектором энергетики, вышеназванные проблемы также снижают надежность функционирования энергосистемы Казахстана и отрицательно влияют на энергобезопасность и устойчивость экономики РК.

В настоящее время отсутствует возможность проведения реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных активов энергетического комплекса, в первую очередь из-за системы тарифообразования. Действующие тарифы не позволят покрыть большую часть необходимых затрат.

Установленный Министерством энергетики РК предельный тариф на мощность в размере 590 тыс. тг за 1 МВт в месяц не пересматривался с 2019 года. При этом уровень накопленной инфляции с 2015-го по 2022 год составил 78%.

Для удовлетворения потребностей страны в электрической мощности необходимо строительство новых электростанций, что потребует увеличения лимита по возврату инвестиций. По данным системного оператора, в Казахстане 55% тепловых электростанций и 68% гидроэлектростанций имеют возраст более 30 лет. Низкие тарифы на электроэнергию свидетельствуют о том, что электроэнергетическая отрасль не получает необходимых ресурсов для обновления, расширения и строительства новых мощностей, удержания высокопрофессиональных кадров. Недофинансирование энергетических объектов в конечном итоге приводит к деградации отрасли и неспособности обеспечить потребности экономики в электроэнергии.

Программа "Тариф в обмен на инвестиции" длилась с 2009-го по 2015 год. За этот период электростанции получили хорошую возможность обновить свое оборудование, провести капитальный ремонт. В некоторый период упомянутого времени не наблюдалось больших аварий за счет того, что предприятия энергетики успели сформировать какой-то запас прочности. Аварии последних лет - в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау - говорят о том, что запас прочности начинает исчерпываться. Сейчас, по данным Минэнерго, из 37 действующих в стране теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в красную зону вошли 19, в желтую - 11, в зеленую - всего 7. Средний износ оборудования ТЭЦ составляет 66%, а износ ТЭЦ в Уральске, Степногорске, Таразе, Кызылорде, Кентау превысил критический уровень в 80%.


Международный опыт свидетельствует, что для обновления электросетей страны Европы применяли механизм стимулирующего тарифообразования (RAB-тарифов). Это ставка доходности на поставляемые услуги, которая определяется стоимостью оборудования производителя и поставщика электроэнергии. Это альтернативный подход к регулированию распределения электроэнергии, который использует стимулирующую инвестиции модель "Регулируемая база активов" (RAB), а не принцип "Затраты+". После введения стимулирующего тарифа, к примеру, в Румынии за 7 лет удалось обновить треть электросетей. Система тарификации базы активов успешно используется в США, Канаде, Европе - Германии, Польше, Франции, Венгрии, Румынии, Чехии и прочих странах.

В Казахстане же внедрение программы "Тариф в обмен на инвестиции" позволит реконструировать, модернизировать и расширить действующие активы энергопроизводящих организаций и тем самым повысить надежность работы энергосистемы. Обеспечение потока инвестиций в электростанции позволит привлечь резервы самым быстрым и эффективным образом.

Как уже было отмечено, с 2009-го по 2015 год в стране уже действовала программа "Тариф в обмен на инвестиции" с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию. За тот период времени был создан среднесрочный резерв мощности путем ввода 1,2 ГВт новых мощностей и восстановления 1,7 ГВт мощностей, которые в итоге и дали возможность покрыть возникавший ранее дефицит. Сейчас же задача перехода к актуализированной тарифной политике в секторе генерации "Тариф в обмен на инвестиции" состоит в том, чтобы достичь снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 году путем трансформации подходов в тарифообразовании с увеличением ежегодных инвестиций в 3 раза.


В целом стоимость электроэнергии в Казахстане остается одной из самых низких в мире. Так, по данным GlobalPetrolPrices.com, по состоянию на сентябрь 2022 года стоимость электроэнергии в РК составляет 0,045 долл. США за 1 кВт·ч. С этим показателем Казахстан входит в топ-30 стран с дешевой электроэнергией среди 147 государств. Дешевой электроэнергия остается также в Кыргызстане и Узбекистане: 0,01 долл. США и 0,026 долл. США соответственно. При этом потребление электроэнергии в РК в разы выше, чем в других странах ЦА.

Так, среди стран СНГ и ЦА, по данным аналитиков Index Mundi, самый высокий уровень потребления электроэнергии на душу населения наблюдается в России (6,4 тыс. кВт·ч на человека в год) и Казахстане (4,9 тыс. кВт·ч). На уровень потребления ожидаемо влияет соотношение средних тарифов на электроэнергию для населения и средних доходов граждан соответствующих стран. Это соотношение показывает уровень доступности электроэнергии. Самые благоприятные условия вполне предсказуемо наблюдаются в тех же странах.

Так, в РФ с учетом соотношения тарифов и доходов количество кВт·ч, доступное на средний годовой доход, составляет порядка 232,1 тыс. кВт·ч в год и, соответственно, 19,3 тыс. кВт·ч в месяц. В Казахстане цифры похожи: на средний годовой доход здесь доступно 221,8 тыс. кВт·ч в год и 18,5 тыс. кВт·ч в месяц.

Таким образом, для развития сектора и снижения дефицита электроэнергии необходим оперативный запуск программы "Тариф в обмен на инвестиции", предусматривающий рост тарифов и разумную экономию электроэнергии. Как международный, так и казахстанский опыт прежних лет показывает эффективность подобных мер. В ином случае Казахстан ждет утрата энергетической независимости.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?